Опубликовано: журнал «Мир божий», № 27 (2022).- М.: «Луг духовный» . С. 89-93.
Есть такое выражение: «Кто сумеет отобразить пейзаж средней полосы России, тот никогда не предаст Родину».
Вопрос, просто ли это? Мало ведь владеть кистью, надо полюбить и саму Россию. Всем сердцем. Да, чувства человека, гражданина неразрывно связаны с дорогими для него воспоминаниями картин детства: двора, садика, речки или озера, гнезда аиста или церковного купола, поля, тропинки в берёзовом лесу… И если ребёнку с детства привита любовь к родному очагу, есть надежда, что ему будет не нужен «берег турецкий, чужая земля не нужна».
Вот о чём задумался геолог, кандидат наук, член Географического общества Александр Гаврилович Желамский, 25 лет назад приступая к созданию частного музея пейзажного наследия «Окоём» среди глухих лесов и бездорожья нашей глубинки. Ведь ему, геоморфологу, предстояло стать не только музейщиком, но и философом. Окоём (ёмкое око) мыслился как точка обзора пространства земли, вход во Вселенную, а без сакрального смысла, без души с таким предметом не справиться.
Он немало побродил по России, прежде чем вернулся в свою родную деревню Чернецово Невельского района Псковской области. Побывав в самых дальних уголках нашей страны, в глубинах её недр, он почувствовал, как манит родная сторонка, переполняют мысли: ценим ли мы, понимаем ли Божественный дар – природу? Не возгордились ли, назвав себя венцом творения? Строим невидимый град, а разрушаем нерукотворное богатство.
Ещё в прошлом столетии в Невельском районе росли 500-летние липы в деревнях Осовик и Фенёво, охранялись клюквенные болота Клястицкого, Ордовского лесничеств, как и образцы леса Усть-Долысс, Язно, Туричино, парки Сенютино, Еменец.
Увы, это мизерные части от потерь по всей стране. Как там сказано в «Слове о погибели Русской земли»: «О светло-светлая и красно украшенная земля Русская… с реками, горами крутыми, дубровами частыми». И поэтому всегда на неё нападали, но безуспешно. Правителей России беспокоила также смута то в центре, то на окраинах. Опора была на государевых людей, будь то князья, воеводы, дружинники или стрельцы. На границе с Литвой и Польшей, где в середине второго тысячелетия стояли русские крепости, месте, о котором ведётся наше повествование, особенно важен был боевой дух защитников.
В Чернецове они назывались «панцырными боярами», так как носили защитные панцыри и имели привилегию – от западных соседей охранять границу. О них ходили легенды: расчёсывали и заплетали рысакам гривы, садились в повозки с козырьком и летели к церкви. И долго потомки и земляки помнили свою историю. Например, заходя в баню, всем говорили: «Пар-паром, господам боярам!»
Костюм панцырных бояр был представлен на Славянской выставке 1867 года в Москве.
Пограничная крепость на рубеже Московского государства была заложена во времена Ивана Грозного. Она переходила из рук Москвы то к Литве, то к Польше. Озеро Невель называлось Витовтовым. До третьего раздела Польши (в последней трети XVIII века) Невелем владели Радзивиллы. В костёлах ксендзы насаждали католицизм. В ознаменование побед русского оружия, как и подавления восстания Емельяна Пугачёва, Екатерина II эти вновь приобретённые земли жаловала отличившимся военачальникам.
В XVIII–XIX веках уездный город Невель Витебской губернии был окружён кольцом имений, владельцы которых славились верной службой Отечеству.
Иван Иванович Михельсон (1740–1807), генерал от инфантерии, умер за пределами России, но был похоронен в собственном имении, в селе Иваново, где им был построен чудный храм Иоанна Предтечи. Рядом был прекрасный парк, оранжерея, дом с картинной галереей.
Пётр Христианович Витгенштейн (1768–1842), последователь Михельсона и Кутузова, командовал в 1812 г. пехотным корпусом, который закрыл французам дорогу на Петербург. За военные подвиги был произведен в генералы, а в дальнейшем в генерал-фельдмаршалы. Князь владел усадьбой с центром в селе Топоры Невельского уезда.
Михаил Степанович Жуковский (1770–1836), тайный советник, правитель канцелярии и близкий друг «храброго И.И. Михельсона», после смерти которого тоже служил в корпусе Витгенштейна, участвовал в войне 1812 года, позже был генерал-интендантом прославленного Отдельного Кавказского корпуса. Вот почему у него в усадьбе в селе Канашово (которое вошло в границы деревни Чернецово) висел портрет И.Ф. Паскевича и картина «Подписание Туркманчайского мирного договора».
Имя его сына, Степана Михайловича Жуковского (илл. № 5), во второй половине XIX века находилось в почётном списке общественно-политических деятелей, связанных с освобождением крестьян 1861 года. Он был в ранге высшего государственного чиновника, статс-секретаря императора Александра II. А главное – был председателем редакционной комиссии и управляющим делами Главного Комитета по составлению Уложения.
Канашово становится родовым гнездом Жуковских. При них были построены молочная ферма, винокуренный, дегтярный заводы, двухэтажный каменный дом. Об этой старинной усадьбе писалось очень много, не меньше печаталось фотографий гостей помещиков Жуковских – художников и поэтов «серебряного» века, и пора бы уже всем миром подумать, как спасать обломки заброшенного памятника истории, ставшего объектом местных расхитителей.
Не так давно мы побывали в д. Чернецово Усть-Долысской волости и ужаснулись: вандализм продолжается. Выдранные совсем недавно брусья веранды валялись на земле. Кто-то приготовил их вывозить, потому что старое дерево ещё крепкое, мощное.
В деревне при Александре Евгеньевиче Жуковском (1859–1936), представителе третьего поколения семейства, был возведён величественный храм в честь Архангела Михаила. В 1904 году, в день его освящения, поминая ушедших из жизни священников, жертвователей, люди вставали на колени перед их могилами. В наши дни от храма остался колченогий, но крепкий остов, который не сровняли с землёй, а разобрали и бросили.
Рядом поставлен памятник погибшим воинам села. С этого места иногда начинаются экскурсии. Конечно, директору музея нелегко об этом говорить, потому что он переживает это как личную трагедию. Но он считает, что нельзя разрушать храм окончательно, а нужно законсервировать развалины в центре села как «неповторимый памятник истории Чернецовского края. В ограде церкви стоял памятник Царю-освободителю Александру II».
Это – нонсенс, что известная в истории края и в литературных кругах усадьба дворян Жуковских не восстановлена и не сохранила статус объекта культурного наследия.
Однако вернёмся к описанию места. В шести верстах от города, в д. Сенютино, находилась усадьба ещё одного сподвижника Михельсона – Андрея Ивановича Карташёва. До нашего времени сохранились только могучие деревья старого помещичьего парка.
За южной границей города, у озера Еменец, располагалось древнейшее одноименное село. Во время Ливонского похода через Невель на Полоцк проходил Иван IV. Русский царь преследовал цель укрепления и расширения Московского государства, строил на границах новые крепости, планировал создание «избранной тысячи» преданных воинов из знатных родов, обеспечения государевых людей поместьями вокруг стольных городов, опасался крамолы. И как раз в этих местах в 1562 году и произошло предательство князя Андрея Курбского. Разгромом закончилась печально известная Невельская битва между московским войском и литовским, во главе с Радзивиллом. А столкнулись оба противника на узком перешейке между озёрами Черстно и Мелкое. При позднейшем упоминании драматического эпизода и бегства Курбского за границу историки указывали, что сражение происходило на полях владений камергера Евреинова.
Старейший представитель русского дворянского рода Евреиновых, Николай Иванович, глубоко верующий человек (род. в 1816 г.), был в Невельском уезде почётным смотрителем училищ. Сохранилась его переписка с выдающимся священнослужителем, епископом Полоцким, затем архиепископом Тверским Саввой (Тихомировым). Николай Иванович писал Савве из Еменца, Невеля, Санкт-Петербурга в 1869–1887 годах.
Его сын Николай Николаевич родился в 1853 году, лицеист, камергер, действительный статский советник, дважды избирался в Государственную Думу от Витебской губернии. Он считался попечителем сельской школы имени Столыпина. Он посадил в усадьбе парк – копию Царскосельского, о котором невельчане мало знают. В планы большевиков не входило сохранение культуры русской, дворянской, составляющей духовное богатство дореволюционной России. Все усадьбы становились духовной пустыней. И теперь такой крен очень сложно выпрямить, несмотря на то что многие люди из провинции поняли, что мы находимся почти на грани полного обнищания, материального и духовного.
Уничтожение сельского уклада, бесплодность полей, вырубка лесов, загрязнение воды – вот главные угрозы национальной безопасности.
В такой ситуации, когда государство отстранилось от финансирования и восстановления разрушавшегося в течение века «наследия прошлого», особенно в малых городах, где организованность интеллигенции слабее, чем в центре, особая роль придаётся тем маякам, которые распространяют вокруг себя свет знаний.
Редкими хранителями местной истории, или заставами памяти становятся немногочисленные скромные сельские музеи, и в их числе музей Александра Желамского. Поддержание в сельской общине очага культуры, изучение и сохранение исчезающих традиций – дело государственной важности, которое по плечу только серьёзному интеллектуалу.
Начинал он в тяжёлое время, когда в деревнях люди разуверились во всём и во всех. Вначале собрал документы о жителях села, записал их рассказы, сделал фотографии. Обладая острым исследовательским умом, сопоставлял факты, анализировал. Так появилась книга «Невечерний свет». В ней всё, что дорого ему: родительский дом, односельчане с их надеждами и заботами, история края, география и поэзия одновременно. И ещё в ней – свет человеческого духа, немеркнущий, дарующий любовь.
Работа над книгой шла одновременно с созданием частного музея. Желамский выкупил одноэтажное деревянное здание Чернецовской начальной школы, в которой учился сам. Отремонтировал за свой счёт. До сих пор, хотя ему уже немало лет, делает сам. Надо добавить, что никакой альтернативы свободному плаванию корабля под названием «Окоём» не было. Это определялось личностью директора – образованного, независимого, активного. Обладающего большим жизненным опытом и сохраняющего свободу действий, самобытность и бескорыстие – самые привлекательные черты характера русского человека. Кстати сказать, прошедшая осенью 2019 года в парке «Сокольники» выставка Ассоциации частных музеев называлась «Самородки России».
Очевидно, что историю каждого места можно рассматривать и в пространстве (пейзаж, например), и во времени (события, люди). Всё это сложно собрать в экспозиции, расположенной в нескольких комнатах.
Спрашивается, какой интерес представляют теперь для жителей, туристов, учёных сельские районы? Статистика неутешительная: они в передовиках по убытию населения. Но без сёл выживут ли города?
«Сегодня наше родиночувствие подсказывает: пора заняться не перелицовыванием России в Европу, а жизнеустройством в русском стиле, в русском пейзаже, заселением забытого географического пространства, на который разинули рты акулы нынешнего мира», – пишет автор «Невечернего света»13. Уверена, под этим многие подписались бы. Тем более, что написано это более десятка лет назад.
К сожалению, восстановить промышленность и сельское хозяйство – не в наших силах, но экологический туризм, экскурсии могли бы стать тем локомотивом, который вытащит регион, даст жителям шанс возвратиться на родную землю.
Краеведам надо объединять усилия для благородного дела учёта, сохранения и бережного использования памятников историко-архитектурного наследия. Это должно стать национальным проектом.
Первые шаги уже делаются в этом направлении.
Молодой, но уже известный своей благотворительностью предприниматель Игорь Снетков не замкнулся на своём детище – компьютерном центре, а возглавил общественную организацию «Невельский край». Их цель – рассказать и показать людям, как возник, развивался и строился город. Но есть и святое: собрать возможно больше сведений о всех воевавших земляках. С таким патриотическим порывом он приступил к созданию на базе сохранившегося мемориального дома в бывшем имении Симоново Невельского района музея К.А. Шильдера, участника войны с Наполеоном, замечательного военного инженера, разработчика проекта первой подводной лодки.
В планах предпринимателя – продвигать и музей «Окоём», помогать проводить научные конференции, чтения. С подачи Снеткова кандидатуру А.Г. Желамского выдвинули на районную Доску Почёта к 76-й годовщине освобождения Невеля от немецко-фашистских захватчиков.
Сейчас в нашем государстве появился серьёзный запрос на развитие национального самосознания, патриотизм молодёжи. Меняется представление обычного человека о помещике, или, например, о статском советнике Российской империи, какое складывалось ранее по пропагандистским учебникам.
До революции церкви не сносились, школы и больницы не закрывались, деревни не вымирали. Край не считался захолустным, а был одним из красивейших, развитых, известных мест Витебской губернии. На самом деле дворяне являлись стержнем сильного православного государства, а многие из них – образцовыми хозяйственниками и прогрессивными людьми. Надо объяснять, что они сделали для России. Их имена должны чаще звучать.
Александр Евгеньевич – последний из Жуковских – избирался депутатом Витебского губернского дворянского собрания, председателем Невельской уездной земской управы. На заседаниях постоянно ставились вопросы о смете уезда, состоянии народных училищ, открытии новых школ, выделении им средств. К примеру: собрание земства (1911 г.) в первый из четырёх дней заседаний шло до 10 часов вечера…
В 1912 году стали оказывать агрономическую помощь населению, была открыта больница в Таланкино, которая послужила людям более 150 лет.
Замечательно, что обо всём написано в книге Желамского, что материалы о нескольких поколениях дворян Жуковских размещены в музее. И, конечно, что в деревне возрождаются традиции, собирается фольклор, что «Окоём» усилиями профессионалов-этнографов из Санкт-Петербурга включён в Серебряное кольцо достопримечательностей северо-запада.