Липовая аллея на бывшей Полоцкой

Известно, что деревья были посажены ещё помещиком. Липы на пригорке были не только красивы, их развесистые душистые кроны защищали от солнечных лучей. С десяток кряжистых стволов тянулись вдоль правой стороны дороги из Невеля через село Плиссы на Полоцк. Поэтому улица и называлась Полоцкой. Она указывала проезжавшим направление в сторону Белоруссии. После войны в честь одного из командиров, освобождавших эти места от фашистов, её переименовали в улицу Михайлова. Но обозначение — Полоцкий мост — осталось. Перейдя его, все поднимаются вверх по липовой аллее: и приятнее, и безопаснее.

В детстве и юности мы с мамой, её сестрой тётей Надей, подругой тётей Ритой Ширкевич, их детьми чуть ли не ежедневно прогуливались в Плиссы. Там они выросли, туда их тянуло, как магнитом.

Раньше мы особо не отмечали аллею — так она была естественна на дороге. И составляла часть красивейшего ландшафта: справа от дороги простиралось Невельское озеро с пляжем.

Это место описал в романе «Михаил» поэт-эммигрант Николай Николаевич Белоцветов. Во время первой мировой и революции он вёл дневник, находясь в части при батарее в нашем городе, в районе Гагрино. Интересно было прочесть. Мне каким-то чудесным образом удалось разыскать в Российской Государственной библиотеке, в Москве, его неопубликованный роман (Об этом подробнее написано в статье «Камера-обскура» в военно-революционном Невеле»).

Позже, с течением времени, с большой грустью все стали отмечать, что липы искривились, их становится всё меньше, что никто за ними не ухаживает. На дороге что-то делалось, но преимущественно для транспорта, заботы о посадках не было и нет. Это и неудивительно.

Несколько лет назад там стали вести интенсивные работы по ремонту (как значилось на паспорте объекта: дороги Невель-Новохованск). Пила и бульдозер организации прошлись по кромке липовой аллеи, появились пни, полегли все придорожные кустики.

Самое странное — то, что по указанному в паспорте телефону заказчика (Псковские автодороги) мне сказали, что по документам там никаких деревьев, тем более аллеи, не числится. Всё — пусто и голо.

На то они и бумаги, они воспоминаний не содержат. Допустим, что составлялись в столице области (Автодороги Пскова). За 200 километров этого не видно. А кого интересуют детали? Но подрядчик-то — организация, находящаяся в Ширнево, под Невелем. Чему больше верить: бумаге или собственным глазам? Говорившая со мной представительница подрядчика Светлана Ивановна призналась, что эта дорога ей хорошо знакома. Да, десяток вековых лип трудно не заметить. Если человек захочет разбираться…

Наш общий долг — сохранять культуру предков, включая старинные ландшафты. Что особо важно для западных территорий, где прошло много войн и осталось не так много памятников архитектуры.

И ежели «запустили» аллею, надо её восстановить. Мы же хотим быть культурной нацией.

Вспомним «Вишнёвый сад». Проходит время и липовых аллей. Приоритетом становится скорость передвижения. Дороги расширяются. Но здесь не одни только плюсы. Есть и проблемы.

Вернёмся опять на дорогу «Невель-Новохованск». От Полоцкого моста до села Плиссы, Плисской церкви — много велосипедистов и пешеходов. Тротуара нет, а увеличение потока машин требует повышения безопасности. У жилого комплекса «Черёмушки», где находятся также стадион, магазин Райпо, городской пляж, нет автобусной остановки. И, как поведала упоминаемая мной Светлана Ивановна, не намечается. Причём сказала она это безапелляционно, не терпя возражений. А тяжеловато некоторым без транспорта на базар, в церковь, банк, на вокзалы добираться. Такси не всем по карману. Требовать и добиваться они не научились. Идут пешеходы по мосту через Еменку, а несущиеся машины их в дождь брызгами могут облить. Движение из года в год становится всё интенсивнее. Это хоть и небольшой, но пограничный город. Белоруссия — на расстоянии нескольких десятков километров.