Город, которого нет

проблема потери статуса, архитектурного облика, экологической привлекательности старинного города северо — запада России (на примере городского поселения »Невель»

[Опубликовано: Десятые Всероссийские краеведческие чтения. М.: «Краеведение». 2017].

О Невеле было немало написано: до революции — как о красивом городе, до перестройки — как развитом промышленном и сельскохозяйственном районном центре. А теперь из длинного списка предприятий и колхозов Невельщины — «выживших» после 1991-го — можно пересчитать по пальцам. Но это еще не все. С начала ХХ1в. по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» многие малые города назначены быть «городскими поселениями», а деревни, или территории- «сельскими поселениями». А это меняет все. Поселение — это другой, более «податливый» статус. В одной программе А.Караулова «Момент истины» говорилось, что в Туапсе был распродан морской порт после того, как город стал «поселением». У нас вместо порта с молотка пошел молочно- консервный завод Всесоюзного значения, а за ним и весь «клубок» по ниточке. В результате перестройки нанесен еще один удар по историческому прошлому страны. Чиновничий аппарат принял это, но краеведы и простые люди, патриоты своей земли, продолжают испытывать горечь. Потеря статуса -это тоже трагедия.

Безвозвратный снос памятников, исчезновение дворянских усадеб, разграбление склепов и кладбищ приводят к пропасти беспамятства и смене генетического кода народа.

«Ваучеризация» также не прошла бесследно. Бывшие колхозники стали продавать свои доли земель в развалившихся хозяйствах по объявлениям типа: «куплю землю у озера». Все проходило тихо, без обсуждений, никто не знал заранее о планах строительства огромного и вредного производства. Когда к тихим заводям, озерам с чистейшей водой по песчаным дорогам потянулись тяжеловесные бульдозеры с КАМазами от Великолукского мясокомбината, и местные жители стали захлебываться от пыли и шума, схватились, но было уже поздно. Злой рок? Судьба? Да, плюс большие деньги. А власть не проявляла интереса к охране окружающей среды (так же у нее не было подлинного интереса к памятникам истории и архитектуры города, массовому развитию туризма, экскурсионной работы). В результате район накрыла экологическая катастрофа.

Вот об этом хочется сказать поподробнее.

(Далее в тексте Невель будет называться городом, ибо рука не поднимается написать «поселение»).

1) О статусе.

На гербе города- «погонь» -скачущий всадник с поднятым мечом на зеленом поле. Что означает -свобода, надежда, изобилие. Герб сохранился, украшает здание администрации, но юридически-то города нет. Изменить статус оказалось легко, но приобретался он большими жертвами. Именно в этом настоящие краеведы видят важнейшую проблему. И среди них -создатель частного музея пейзажного наследия «Окоем» Невельского района А.Г.Желамский: «Деревни с их жителями приравнены к заключенным, оставленным или отправленным «на поселение». Жители теперь не селяне, а поселенцы…А «поселенец, что младенец, что видит, то и тащит!» [1,139].

Конечно, никаких общественных слушаний и обсуждений не было. Но фактор «молчаливого согласия» сыграл свою роль. И не имело значения, что город имел несколько десятков тысяч жителей. Ведь были случаи, когда города с населением в тысячу человек выдерживали давление и оставались городами, а не поселениями. В Европе вообще малые и крупные города по статусу равны между собой.

Раз уж мы заговорили о потере статуса, следует вспомнить, в сфере каких геополитических интересов находилось население края, его этнографический состав, в какие государственные образования он входил.

«Сначала в бассейнах Днепра и Западной Двины шло соперничество двух древних центров- Киева и Полоцка…Полоцкие князья были могущественными, они могли подчинить себе даже литовские племена. У них было вече, как в Пскове и Новгороде…Когда Полоцк ослаб в борьбе, первенство на севере перешло к Новгороду. Великому Новгороду стал противостоять уже не Киев, а возвысившаяся на северо- востоке Москва… Пока московские князья отражали натиск Орды, в лесистом пограничье стал образовываться литовско-русский политический центр, быстро сближавшийся с соседней польской славянской группой. Покончив с кочевниками, Москва не могла не обратить внимание на такое противоречие. Спор между Литвой-Польшей и Москвой, как двумя собирательницами славянских земель, вылился в серию кровавых войн. Политико- этнографический элемент, осложненный позднейшим присутствием в крае иноверцев- евреев,- играл преобладающую роль в изучении и описании этой части русской равнины..»,- писал в начале XX века составитель дореволюционного, наиболее полного многотомника «Россия», ученый, член Императорского Русского Географического общества В.П. Семенов [2, 448].

Окрестности города упоминаются уже в XII в. В1187г. в летописях говорится о «пограничном полоцком городе Еменце в 15 верстах от Невля»[там же,449].

Сотрудники музея истории Невеля обнаружили государственный документ о самом древнем упоминании его как города — перемирной грамоте 1503г. короля Польского и Великого князя Литовского Александра с Иваном 111, в которой польский король обязуется в течение 6 лет не нападать на земли Березая, Невля, Усвая, Ловца» [ 3].

Богатая история края давно интересовала ученого-лингвиста Пола Марша из Лондона, который сначала приехал в Невель как переводчик. Скоро он стал постоянным участником Бахтинских чтений и выдвинул новую, оригинальную версию о названии города. Ранее оно связывалось со славянскими словами «невод», что означает обилие рыбы, или «нево», то есть болото. Англичанин исследовал диалекты северных соседей — прибалтийской и карело- финской групп, где корень этого слова переводится как «стремнина, бездна» [4,117-123].

Думается, и тот, и другой смыслы применимы к Невелю, и не только к нему одному. Северо-запад много раз находился в эпицентре войн европейского масштаба. В XV1в. за эти земли вел войну Иван Грозный с польским королем венгерского происхождения Стефаном Баторием. Так как Невель близко (100 км) находится к Полоцку, притязания на него объявляли обе стороны. В августе 1562 г. произошла ожесточенная схватка русских с литовцами, которые напали на Невель и разорили его окрестности. На помощь из Великих Лук направился князь Андрей Курбский, приняв сражение на узком перешейке между озерами Черстно и Мелкое (сейчас относятся к Артемовской волости Невельского района Псковской области). Численный перевес был на стороне русских, которые не удержали позиции. 15 тыс. наших не смогли победить 4 тыс. литовцев, что вызвало возмущение Ивана Грозного. «По некоторым известиям, неудачная битва Курбского с литовцами под Невлем заставила его опасаться гнева Иоаннова и отъехать… Гневное слово за Невельскую битву может быть решительным побуждением для Курбского к бегству» [ 5,543].

Гравюра участника сражения, но не литовца, а итальянца Александра Гваньини, с изображением Невельской битвы была напечатана в Кракове в 1611 г. Она символизировала победу Запада. Возможно, поэтому русские не оставили никаких памятных знаков на этом месте. Сюжет, однако, был любимым для учителя словесности- невельчанина Николая Ивановича Зорина. Возможно он, образованный литератор, рассказывая ученикам на занятиях о достопримечательностях края, приводил былину Алексея Толстого «Василий Шибанов», написанную графом в 1840 г. Она посвящена трагической судьбе слуги князя и связана с Невельской битвой. Начинается она так:

Князь Курбский от царского гнева бежал,

С ним Васька Шибанов, стремянный.

Многие известные, и не очень, исторические факты подтверждают мысль, что город испытывал всемирную известность. Невель не только не был заштатным, а имел особый статус стратегически важного города- крепости.

В 1623г. город получил от короля Сигизмунда Магдебургское право (немецкое городовое управление), печать и герб.

А в 1634г. огромная Невельская волость вместе с замком были пожалованы польским королем Владиславом IY великому гетману Литовскому, который, в свою очередь, отдал земли в подарок дочери Каролине. Несвижская ветвь Радзивиллов называлась «господами на Невле и Себеже»[6,327].

Но существовать в качестве «подарка» для чужеземной знати местные жители не хотели. В борьбе с отчаянным сопротивлением врагов рождалось осознание русскими своей идентичности. Православное население обращалось к Петру защитить их от «льва рыкающего», т. е. от католиков.

В 1705г. проездом в Полоцк русский царь посетил Невель: планировалось соединить р. Ловать с р. Оболью посредством местной реки Еменки, чтобы она впадала в водный путь «из варяг в греки». Этого не произошло, но у местного художника, ветерана войны Казимира Бржушкевича есть картина, посвященная данному событию.

Город брался штурмом не один раз, что сопровождалось атаками на традиционное вероисповедание населения, проживающего на границах двух соперничающих государств. Воспользовавшись своей властью, поляки насильственно насаждали здесь католичество и западную культуру, называя православных «схизматиками». Яркими примерами этого могут служить опубликованные до революции письма Флориана Гребницкого, архиепископа Полоцкого, к своему литовскому покровителю, подчашему Иерониму Радзивилу. Извещая о переходе в унию бывшего протопопа невельского отца Крицкого, архиепископ просит 27 января 1741г. «оказать защиту и покровительство новообращенному против преследования схизматиков», а для распространения унии в Невеле ходатайствует об определении его к одному из невельских приходов[ 7].

23 февраля 1745г. архиепископ Полоцкий извещает, что «жители Невля и Себежа, долгое время блуждавшие и косневшие в схизме, благодаря вмешательству самого Радзивилла и его строгому предписанию, обратились, наконец, на путь истинный, то есть в унию». При этом высказывает просьбу «об основании в Невле новых униатских церквей» (9).

Хотя большая часть материалов «Сборника» не переведена с польского языка, в комментариях можно узнать, что самые преданные православные священники не сдавали позиций и боролись с унией и за паству. В такой обстановке приходилось уповать на Бога. Так, Иероним Волчанский в письме к князю Иерониму Радзивилу от 21 января 1754г. просит о защите православного духовенства: «прихожане Язненского погоста в графстве Невельском выведены из терпения своим священником -униатом, который покушался обратить в унию весь приход и нашел официальную поддержку ксендза. Обращение православных к панам комиссарам графства не получило никакого удовлетворения… Другой священник — Чуловский, верный своей церкви, был оклеветан, схвачен комиссарами и брошен в тюрьму» (10). В письме от 13 марта Волчанский сообщает о насильственном обращении в унию той всей Язненской церкви.

В письмах 1757 г. тот же адресат жалуется на «отставного от должности священника, пресвитера Федора Кушина из Мошино, который был отправлен на покаяние, но вместо этого причинял оскорбления игумену Невельского монастыря. Отступник нашел поддержку в замковой администрации Невеля, что и побудило Волчанского требовать, чтобы светские власти не вмешивались в дела духовные. Напрашивается вывод, что власти города за время польского владычества стали занимать прозападную (как сейчас говорят), позицию, а роль проповедника русских идей и освобождения несла в себе православная церковь.

Невель окончательно вошел в состав России при Екатерине II по конвенции о первом разделе Польши в 1772г. В 1877г. Невель обращен в уездный город Полоцкой губернии (11).

Город упоминается в мемуарах витебского чиновника, опубликованных в столице в 1871г. «Я въехал в край, бывший недавно под владением ста тысяч королей…Уже в течение долголетней моей в Белоруссии службы узнал я из опыта, что в двух белорусских губерниях пять только городов: Могилев, Полоцк, Витебск, Невель, Велиж» (12).

Ярым поборником православия на этой кафедре стал назначенный в 1795г. епископ Могилевский и Полоцкий Афанасий 11(Вольховский), о котором, к сожалению, почти не упоминается сейчас. В спорных вопросах о земле, если «оная польских королей привилегиями утверждена была», епископ встречал глухое сопротивление, даже клевету в свой адрес. Он обращался в Синод «оказать помощь и защищение» (13).

Проблемы нравственного выбора у населения пограничных земель и сопряженные с ними духовные, конфессиональные вопросы все еще недостаточно изучены, нечасто обсуждаются на конференциях и чтениях. Они способны повлиять на патриотическое воспитание, подчеркнуть статус любого города лучше всякого «бренда», даже если он связан с одним-двумя известными именами. Любопытно проанализировать на примере ежегодного печатного издания местного музея — «Невельского сборника» -количественное соотношение «ведущих» тем к другим, но не менее важным. В выборке за 15 лет (15 номеров научного сборника) с большим отрывом лидируют материалы, названия которых указывают на посвящение пианистке мирового уровня Марии Вениаминовне Юдиной. Для сравнения: статей, в названиях которых указаны имена других значимых для края фигур раза в полтора меньше. Заголовков, посвященных литературоведу Михаилу Михайловичу Бахтину, в одноименных сборниках, по самым грубым подсчетам, в два раза больше, чем исследовательских тем о дворянских имениях Иваново, Канашово, Полибино, Долыссы, Семеново, которые прославлены именами генералов Михельсона и Шильдера, рода Жуковских, математика Ковалевской. А статей, в заголовках которых прослеживается религиозная тематика, в два раза меньше, чем краеведческих. В два раза реже, чем духовные — встречаются те, что заявлены как доклады о революции и войнах ХХ в. Конечно, такие сравнения всегда относительны. Но тенденция есть. И если уж исследователи идут по проторенной дорожке, то кто научит новичков думать? Кто будет добиваться возвращения улицам исторических названий, как это делается в крупных городах, увековечивания имен людей как «раскрученных», так и незаслуженно забытых. Это поднимает статус исторического места. Как поднимает его факт ежегодного проведения международных Бахтинских чтений. Администрация района всегда торжественно открывает, поздравляет и отбывает… А находится здание администрации, между прочим, в историческом центре Невеля, рядом с территорией бывшего замка и рядом с Замковым переулком.

2) Об архитектурном облике.

Замок много веков назад был построен на самом красивом месте: высоком мысу, вдавшемся в реку Еменку, в самой ее излучине. В Невеле в1580г. атаку шляхты, собранной в Речи Посполитой и руководимой Дорогостайским, Борнамиссой и Замойским, отражали наши воеводы Бобров, Колычев и Бибиков. Но не отразили — замок был полностью сожжен. Через два года город был возвращен России, крепости восстановлены и долго служили форпостами защиты границы. «В уездном городе место, где был замок, принадлежало Михельсону. Ныне владеет дворами помещик Шишко»,- писалось в путеводителях более 150 лет назад (8.С.139).

В этом месте, где неприступной границей с запада была широкая, заболоченная пойма реки, находился центр города — его Красная площадь. «Вид на Невель с шоссе весьма недурен: влево высится Успенский собор, рядом с ним -костел, вправо- маковки Преображенского монастыря; городские дома спускаются почти до самого уровня прекрасного озера»,- говорилось в описании этого места в начале ХХ века (14).

ожалению, здесь нет памятных досок на месте былых сражений наших воевод и стрельцов в средние века, как и на месте утраченного дома врача Вениамина Юдина, отца пианистки. Рай был потревожен еще до революции, когда братья Возлинские построили в излучине щетинную фабрику. Группа ее работников стала костяком пролетариата, поддержавшего в городе октябрьский переворот. Когда революция смела самих купцов Возлинских, на месте щетинной была организована мебельная фабрика -передовое социалистическое предприятие. Но и оно не удержалось на плаву.

Свою малую родину 30-х годов с тоской вспоминал невельчанин Б.Б.Звягин, ученый -минеролог: «Трагическими событиями сметено все, что было до 41г., уничтожена преемственность, стерты все следы… Невель неповторим уже в наименованиях: Амур, Америка, Ленкоммуна, Витебская рогатка, ул. Красных милиционеров, Бебелевская, Гагрино, Пятино, Голубая дача,…колхоз «Нацмен-труд», коммуна «Муравейник»…Конечно,- пишет автор статьи «Наша Красная площадь» В.Колондук,- разрушительные бомбардировки ВОВ сыграли свою роль. Но Бог отвел авиационные бомбы от основных зданий и храмов Красной площади (ныне пл. Карла Маркса). И тогда в 50-60-е годы руководители города берутся не за восстановление, а за уничтожение костела, монастырского храма в честь Преображения Господня, православного Успенского собора, старинного польского кладбища и других культурно- исторических объектов…Мир прошлого Невеля живет только в угасающей памяти людей»(15).

В середине ХХ в. власти города сокрушили подавляющее большинство религиозных объектов. Конечно, пострадал город ужасно. Более 200 лет назад, в 1810 здесь были православные церкви: « Преображения в монастыре, при нем духовное училище; Николая, деревянная (дер.); Успения, каменная (кам.); Воскресения, дер.; Георгия, дер., за городом; Иоанна Богослова, дер., за городом, по дороге в Великие Луки; Троицы, дер.,в трех верстах от города, где древле был мужеский Троицкий монастырь; костел католический, кам., основанный князем Радзивиллом…(16).

Эти потери особенно ощутимы в таких городах, как Невель, где веками шла кровопролитная война за принадлежность к русскому государству, русской культуре и православной вере. Окончательно снесенные в советское время храмы на центральной площади являлись осью, державшей планировку города, были местом притяжения народа. Они как бы охраняли город от бед и напастей. Сейчас там построены дома, магазины. Люди любят свой город, хотят в нем жить, видеть туристов. Но надо приводить его в порядок. Хотя бы освободить территорию бывшей мебельной фабрики, благоустроить и отдать место у реки для культурного отдыха и прогулок. А интересы бизнеса не позволяют: помещения предприятия раскуплены разношерстными структурами и огорожены длинным забором, который опускается в реку. Ни со стороны реки, ни со стороны Замкового переулка туда подойти нельзя: частная территория.. Конечно, без участия властей такая распродажа не могла пройти. Но нет города — нет и проблем? Бывший мэр А.Сопроненко, который обещал отвоевать часть территории у «хозяев», работает уже не в Невеле, а в Пскове. Так и стоят за зданием городской администрации и детской школы искусств полуразрушенные, обгоревшие, заросшие дикой растительностью сооружения. И это — неумытое лицо города. Рядом с водой. Еменка же не имеет ни одного метра набережной в районном центре, ни одного оборудованного места у реки. Санитарной зоны нет, частник «врезается» где хочет. Невель в постсоветское время не имеет в штате архитектора, а тем более архитектурного отдела. Духовные и материальные ценности защищать стало сложно.

Осенью 2015г. наша небольшая группа краеведов (С. Девятова, Г. Стойкова и я) побывала на кладбище в Еменце. Это деревня, где располагалась центральная часть усадьбы дворян Евреиновых. На кладбище мы нашли то, что искали: постамент надгробия одному из представителей этого известного рода. Отбитая плита оказалась далеко за пределами кладбища и валялась в яме, заросшей кустарником. На ней сохранилась надпись: «Штабс- ротмистр лейб- гвардии Уланского полка Иван Николаевич Евреинов. Род. 10 марта 1855 года. Умер 12 февраля 1894 года». Очевидно, он принимал участие в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Вот так мы сохраняем память о нашем доблестном православном воинстве, а также о членах семей почетных горожан и предводителей дворянства, включая «уход» за забытыми могилами.

3) Экологическая катастрофа. В последнее время бывшие владения камергера Н.Евреинова , места, где проходила Невельская битва , прославились экологическим скандалом. Жители ближайшей к озерам Черстно и Мелкое деревни Козлово подняли тревогу, обнаружив в мелких протоках и на полях бурую зловонную жидкость -ядовитые отходы из открытых лагун от свиноферм. Претензии к предприятию, не соблюдающему санитарные нормы, высказывались во многих волостях района и публиковались в независимой газете «Невельская жизнь» и предвыборных материалах оппозиционных партий. Причем в листовках кандидатов от оппозиционных партий название города писалось как Свинск. Возмущенные люди посылали коллективные письма правительству и в Государственную Думу, собирались на митинги. Все это было неспроста. За короткое время очевидцы убедились, что фермы, расположенные поблизости невельских озер и водоемов, влияют на экологию. Район оказался попросту обложенным свинофермами Великолукского мясокомбината. В Леховской волости задействованы территории деревень Волчьи Горы, Антипенки, Исаково, Тимофеевка, Осетки, Соколы с выходом на мелкие озера и болота; в Лобковской волости -Фролово- озеро Сенница; в Ивановской волости -Кубланово, Дегтево, Друганово, рядом с оз.Воротно; Плисская волость -Караваи, Погребище -оз. Усвоя; Высоцкие, Лобок, Блинки -оз.Езерище; Артемовская волость — Акулино- оз. Невельское. Жители жалуются на резкий запах из открытых лагун с отходами, замечают в реках исчезновение рыбы, изменения цвета воды. Никто не верит обещаниям представителей руководства комплекса. Многие из озер соединяются друг с другом и в случае попадания отходов жизнедеятельности свиней в Невельское озеро вода будет испорчена и в реках Еменке и Ловати. Не случайно СЭС района берет пробы воды из озера Невель. Правда, результаты анализов населению не сообщаются.

Изменения сказываются даже в облике отдельных улиц. Мясокомбинат построил в городе на улицах Энгельса и Комсомольская два магазина, уничтожая вокруг бывших построек всю флору: траву, цветы, деревья, кустарники. Просто асфальтируют или засыпают галькой под стоянки машин. Разрывается перспектива жилой улицы, ухудшается вид города. Говорят, хозяйка снесенного деревянного одноэтажного дома с зеленым двориком и палисадником, глядя на новый магазин упрощенной конструкции, вокруг которого не сохранено ни одного дерева, сказала, что у нее «сердце кровью обливается».

Прошлым летом в городе на собрании общественности по поводу свинарников выступал губернатор Псковской области А.Турчак, отвечал на многочисленные вопросы, успокаивал. С тех пор немного поутихло, люди у нас терпеливые. Однако в объявлениях о продаже дома в деревне появилась фраза: «Невельский район не предлагать».

Литература:

1) Желамский А.Г.Невечерний свет. Страницы истории Чернецовского края. 2013.

2) Семенов В.П. Полное географическое описание нашего Отечества. Т.9. Верхнее Поднепровье и Белоруссия. Спб. 1905.

3) Колондук В. Первому упоминанию о Невеле -500 лет! // Невельская жизнь (НЖ) . 2003. №3.

4) Марш Пол. К этимологии топонима «Невель»// Невельский сборник. 2002. Вып.7.

5) Соловьев С. История России с древнейших времен. Кн. 3. Т.5-6.

6) Витебская старина. Витебск. 1888.Т.5.

8) Археографический сборник документов к истории северо-западной Руси. Вильна. 1870. Т.7. С.189.

9) там же. С. 194.

10) там же. С.241-243.

11)Без-Корнилович М.О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся. Спб. 1855. С.139.

12) Записки Гавриила Добрынина // Русская старина. 1871. Март- апрель.

13) Горючко П. Афанасий Вольховский, епископ Могилевский и Полоцкий // Могилевские епархиальные ведомости. 1902. №5-7.

14) Семенов В. Т.9. С.449.

15) НЖ. 2006. №12.

16) Без-Корнилович. С.141.