Бородино

Мы с вами находимся в историческом месте — знаменитых Хамовнических казармах, где формировалось ополчение 1812 года. Недалеко, у метро «Кропоткинская», величественно возвышается Храм Христа Спасителя, который посвящен славной победе над Наполеоном. Это точная копия снесенного большевиками памятника, где восстановлено все, от иконостаса до каждой надписи на стенах храма: о сражениях Отечественной войны, ее участниках, отличившихся и награжденных, раненых и убитых. И самая известная из всех битв 1812 -Бородинская, названная «битвой гигантов».

Наполеон 12 июня перешел реку Неман -границу Российской империи с 500-тысячным войском, говорившем на «двунадесяти» языках мира. Столько стран удалось покорить и склонить на свою сторону этому злому гению военного искусства. Он еще не проиграл ни одного сражения. Он перекроил всю карту Европы, надеясь продолжить это и в России. Но события приняли неожиданный для многочисленных пришельцев оборот.

Русская армия, уступавшая противнику по численности, смогла дать французам решающий бой только через 2,5 месяца после их нападения, т.е 26 августа. Не были известны истинные планы Наполеона: куда он пойдет, на Санкт-Петербург или Москву? Поэтому главнокомандующий русской армией Барклай де Толли разделил войска на две армии: 1-ю, под своим личным руководством, идущую севернее, для защиты северной столицы, и 2-ю, для зашиты Москвы, под руководством генерала Петра Ивановича Багратиона. План был хорош, но таил в себе опасность уничтожения обеих армий по частям. Когда русскому командованию стало совершенно ясно, что враг целится в самое сердце России- Москву, они, нагоняемые французской армией, стремительно продвигались к Смоленску. Надо было успеть объединить обе русские армии до генерального сражения. А Наполеона -задержать. И хотя фактов мужества русских в небольших стычках, или делах, как их тогда называли, было много, можно привести в пример подвиг генерала Дмитрия Петровича Неверовского. 2-го августа под Смоленском, у г. Красный, 27-я пехотная дивизия Неверовского., вместе с Полтавским и Харьковским полками, в составе 8 тыс. чел., находясь в окружении 15 тысячной отборной конницы Мюрата (не считая пехоты Нея) построились в каре и, ощетинившись штыками, перешли в штыковую атаку. Приказ: не вести беспорядочной одиночной стрельбы. Стена воинов, тревога, барабан, прицельный огонь, залп-отбой. Таким манёвром не дали Наполеону первым занять крепость Смоленск и отрезать для русской армии дорогу на Москву.

Пехотинцы 27-й дивизии отстояли позиции накануне Бородинского боя -на Шевардинском редуте 24 августа, а в день Бородина были поставлены на самую уязвимую линию обороны — левый фланг. Именно упорная оборона левого фланга, где Наполеон сосредоточил основной удар, решила исход сражения. Не случайно среди памятников Бородинского поля есть монумент с надписью «Бессмертной дивизии Неверовского».

Момент накануне генерального сражения был столь опасным, что императору Александру 1 пришлось сменить главнокомандующего армией. И не потому, что Барклай не справился, это был заслуженный командир, но он был иностранцем, армия отступала, все рвались в бой, части стали роптать, не измена ли? И все возликовали, узнав, что новый главнокомандующий, князь М.И.Кутузов назначил наконец дату и место будущей баталии.

Позиция была наилучшей, которую можно было найти на плоском месте. Русские войска прикрывали новую и старую Смоленские дороги, их расположение напоминало воронку, в которую как бы втягивалось французское войско. Естественным рубежом была река Москва. В центре, на Курганной высоте, инженеры возвели 18-орудийную батарею, получившую имя батареи Раевского, генерала, вошедшего в историю сражения. Эту батарею прозвали «могилой французской кавалерии».

Расположение нашей армии вдоль рва обеспечивало выгодное положение перед неприятелем. Этот ров прозвали «могилой французской пехоты».

А накануне сражения наши богатыри, «могучее, лихое племя» переодевались во все чистое, молились. По позициям ночью пронесли икону Смоленской Божьей Матери, а  впереди своего штаба шел Михаил Илларионович Голенищев- Кутузов. Современникам это напоминало описание подготовки к Куликовской битве.

На рассвете свыше 100 орудий противника обрушились на насыпные сооружения левого фланга. Их защищала армия Багратиона, поэтому флэши стали называть «багратионовыми».

             И залпы тысячи орудий

             Слились в протяжный вой.

Сюда были брошены крупные силы маршалов Даву, Нея, Мюрата. Дивизия Неверовского выбила Нея с позиций. Но она потеряла две третих состава, как и дивизия Воронцова. «Моя дивизия- на небе», говорил он. Оборона прорывалась и опять смыкалась. Даву был контужен. Но численность французов на этом участке в 2 раза превосходила русских. Во время контратаки здесь был смертельно ранен Багратион. Ныне его прах покоится у центрального памятника героям 1812 года.

В ходе 15-часового сражения было сделано около 120 000 орудийных выстрелов, выпущено 3 миллиона пуль. Кутузов писал: «Артиллерия наша принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступили». Французы к концу дня оставили флеши, Курганную высоту, д. Семеновское, д. Утицы.

Общие потери французов составили 55 тыс. чел. Наши -на 10 тыс меньше.

Через 27 лет после битвы на Бородинском поле император Николай 1 воздвиг первый монумент на Курганной горе. Земля вокруг памятника была выкуплена и не подлежала запашке. Вторым памятником стал домик игуменьи Марии, основавшей в честь своего погибшего мужа Александра Тучкова  Спасо-Бородинский монастырь.